Граждане Молдовы не оправдали (оказанного им) высокого доверия товарища Путина. Можно сказать, что не просто не оправдали, как две недели назад, а не оправдали от слова совсем. Это стало ясно буквально сразу после начала подсчета голосов.

Но за цифрами кроются несколько интересных фактов.

Во-первых, маленькая МОЛДОВА, несмотря на беспрецедентное давление, продемонстрировала умение противостоять российскому влиянию. Даже при том, что на второй тур были брошены все резервы. Ватники из Приднестровья, которых раньше держали в резерве, ложное минирование избирательных участков, хакерские атаки, голосовательные туры, шантаж, угрозы и т.д. Даже усилия не слишком мощных по сравнению с российскими молдавских правоохранительных органов и спецслужб смогли защитить свою страну от Русского Мира.

Во-вторых, бросилось в глаза, что расчеты Кремля на граждан Молдовы как на российскую вату себя не вполне оправдали. Многие увидели интервью женщины, приехавшей из Тирасполя на маршрутке для того, чтобы в открытую высказать свою европейскую позицию. Что уже невозможно представить в России.

Итоги голосования в посольстве Молдовы в Москве тоже вряд ли удовлетворили Кремль.

Если среди более чем 36 тысяч избирателей М. Санду выиграла, набрав более 80%, — это очень показательно, прежде всего, качеством граждан. Да и в целом, судя по предварительным итогам голосования диаспоры, ясно, что прирост голосующих был, разумеется, за счет мобилизованных из России, но и он не изменил электоральный результат.

Следовательно, можно предложить, что часть молдавских граждан не отказалась полететь за российский счет в Минск, Стамбул или Баку, но при этом проголосовали за Молдову, а не за Молдавскую ССР. И это при том, что на т.н. президентских выборах как 2018, так и 2024 года даже на избирательных участках за границей мы зачастую видели ту же картину, что и в России.

Очень важное, в-третьих.

Исходя из экспертных оценок, затраты России на вмешательство в эти выборы могло достигнуть 200 миллионов евро. И они оказались выброшенными в пропасть. Конечно, на фоне затрат на войну в Украине — это не критично. Но, тем не менее, это бюджеты отдельных малых регионов или средних городов. И пример того, как подобная внешняя политика может способствовать истощению или нерациональному расходованию российских ресурсов, не разрушая ничего физически. То есть как из "поддержки" дружественных государств и таких союзников, как Стояногло, если не извлекать пользу, то хотя бы минимизировать вред, причиняемый миру Русским Миром.

В-четвертых, это означает крах Приднестровского проекта. Приднестровье могло дестабилизировать только Молдову В. Воронина или И. Додона.

МОЛДОВА, идущая в ЕС и НАТО, делает приднестровский проект Кремля не только еще более затратным, но и совершенно бессмысленным. Особенно это будет очевидно после Победы Украины.

И, наконец, в-пятых.

Молдова привлекла особое внимание Кремля, что совершенно ясно. Но имперская часть российской оппозиции либо проигнорировала это, либо, как Юлия Навальная, отметилась противостоянием с Майей Санду. Что должно особенно броситься в глаза европейским политикам в преддверии русского марша в Берлине.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter