Ещё в подростковом возрасте слова из песни "День Победы" "...это радость со слезами на глазах" у меня вызывали чувство замешательства. Да, я понимал, что праздники бывают разные — человек иногда плачет от счастья, внезапно сбывшейся мечты, какой-то неожиданной новости, да просто из-за свершения долгожданного того или иного радостного события. Мои оппоненты обычно возражают, мол, победа — это и есть счастье и радость, мы же победили. Как тут не радоваться? Но, во-первых, победили не мы, а наши предки, а во-вторых, победа победе — рознь. Можно одержать победу, к примеру, в спортивных состязаниях, в олимпиаде, в дебатах. Советник Путина "историк" Мединский, видимо, не решается растолковать "царю", почему Сталин не праздновал этот День и что успех, доставшийся слишком высокой ценой, — это пиррова победа.
Согласитесь, победу в войне, где, по последним данным, погибло около 30 миллионов наших соотечественников, назвать праздником, а тем более радостью (даже "со слезами на глазах") язык не поворачивается. Это радость была для тех, кто живым вернулся с войны, радость, что они остались живы и война закончилась. Вот кто мог радоваться, хотя и им было не до веселья — сколько было потеряно однополчан, друзей, близких. И вот тут возникает вопрос: какое отношение к этому имеют послевоенные поколения?
Чего только стоят слова "здравствуй, мама, возвратились мы не все..."?! Скажите, разве можно после таких слов назвать этот день праздником, если даже из-за гибели одного человека люди устраивают поминальные мероприятия. Большая часть населения России считает себя христианами, об этом постоянно трубит патриарх Кирилл. Но, друзья, хотя в христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе, всё же поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом.
А какой смысл в парадах, торжественных маршах, речах, праздничных концертах, застольях, весельях?! Всё это превратилось в развлекательное шоу. Власти с высоких трибун обещают и призывают россиян помнить участников войны вечно, но при этом напрочь забыли о тех, кто защищал Родину в Отечественную войну 1812 года, в Первую Мировую войну, о тех, кто погиб на войне с Финляндией, с той же Польшей в период с 1939 года по 1941-й. Это как-то проходит мимо нашей "вечной" памяти.
Вообще. С памятью в России творятся какие-то чудеса. Российские власти любят заявлять о том, что никому не позволят пересматривать итоги Нюрнбергского процесса, забывая сказать о том, что все страны антигитлеровской коалиции (и не только они) сразу по завершении процесса опубликовали все 42 тома протоколов Трибунала. А в СССР было издано только два. Во времена горбачёвской перестройки, правда, добавили ещё шесть томов, но на этом и остановились, а при Путине вдобавок ко всему ещё и военные архивы снова засекретили. Как вы думаете, почему? Это называется вечной памятью? Впрочем, с памятью в СССР всегда наблюдались большие проблемы: оценки потерь со стороны СССР варьировались в диапазоне от 7 до 26,6 млн человек. А в путинской России учителям рекомендовали не вспоминать о погибших в той войне украинцах — их перенесли в категорию "и другие народы". Лично я такой поворот считаю даже не искажением истории, а подлостью по отношению к украинскому народу, ибо среди военных от общего числа погибших выпадает на русских 66%, а следом за ними идут украинцы с 17%. Но, увы, о них сегодня вспоминать как-то не принято. Тут впору говорить не о вечной памяти, а о вечной деменции.
Меня всегда коробит, когда кто-то из моих ровесников пафосно говорит: "Я горжусь своим дедом за то, что он воевал, мы до сих пор храним в семье "похоронку", после чего садится за руль "опеля" и начинает рассказывать, как ему хорошо отдыхалось в Германии. Так и хочется спросить: "Если тебе известна дата гибели деда, устраиваете ли вы в семье в этот день поминки?" Но я думаю, такой вопрос поставит в тупик любого потомка погибшего фронтовика. Не спорю, наверное, есть и такие семьи, где поминают своих предков, но в основном так называемые патриоты вспоминают о своих дедах и прадедах только 9 мая, когда весело несут портреты ветеранов.
С одной стороны, достойное мероприятие — потомки хранят фотографии защитников, проносят их в день победы, делятся разными историями. Казалось бы, что в этом плохого? Но давайте не будем лукавить. Вы посмотрите, во что превращается "бессмертный полк". Люди несут портреты погибших или умерших уже после войны участников боевых действий, смеются, веселятся, фотографируются с улыбками на устах. После шествия устраивают шабаши, поют, пляшут, распивают спиртные напитки. Естественно, у меня возникает вопрос: так всё-таки что это — праздник или поминки? Если взглянуть на эту проблему шире, конечно, "бессмертный полк" — это, по сути, траурное мероприятие или, как я сказал выше, — поминки. Там тоже выставляют фотографию усопшего, вспоминают его, беседуют, но без танцулек и пения залихватских песен, хотя иногда доходит и до этого.
Недавно (6 мая) в Израиле в очередной раз отметили День памяти Катастрофы и героизма — День, в который по всему миру вспоминаются евреи, ставшие жертвами нацизма во время Второй мировой войны. Вы можете представить, что этот день граждане Израиля вдруг объявят праздником "со слезами на глазах"? И обоснуют это тем, что, дескать, ну не все же евреи погибли, а только 6 миллионов, вот мы и празднуем это событие. Нет, это невозможно представить даже в самом страшном сне. А вот россияне, вспоминая о 30 миллионах погибших, празднуют и не смущаются. Да что там погибшие на Второй мировой, если они в этот день в праздничном угаре забывают даже о тех, кто никогда уже не вернётся из Украины.
Когда наблюдаешь за парадом победы на Красной площади в Москве, за послепарадными мероприятиями, за всеми этими концертами, за шествиями, в голову приходит одна мысль: это не просто "победобесие" и уж тем более не парад победы. 9 мая в России ежегодно проводится амбициозный "Бал сатаны".